взлом

ENG

Отдел Музыкального искусства и этномузыкологии

История отдела

Список сотрудников

Профессиональная музыка

Кулешова Г. Г., Мдивани Т. Г., Ювченко Н.А.

Белорусское академическое музыкознание отражает общие тенденции развития современной науки с ее стремлением к гуманизации, сочетанием теоретического и исторического подходов в изучении музыкального творчества и духовных ценностей национальной культуры. Основные направления музыкальной науки определились уже с первых шагов белорусского музыкознания сначала в системе Института белорусской культуры (1926), затем -- Института литературы, языка и искусств (1944), с 1957 года -- ИИЭФ АНБ, когда группа музыковедов в составе двух человек Б. С. Смольского и А. Б. Ладыгиной (ныне доктора философских наук, профессора) вошла в общий сектор искусствоведения во главе с В.И. Нефедом. В секторе, а затем в отделе музыкального искусства в разное время работали И.П. Благовещенский, Елатов В.И., Глушаков И.В., Дубкова Т.А., Кулешова Г.Г., Назина И.Д., Тавлай Г.В., Федоров Л.М., Чурко Ю.М. В настоящее время в отделе работают две самостоятельные группы исследователей музыкального искусства: музыковеды-этномузыкологи, изучающие музыкальный фольклор – Можейко З.Я., Варфоломеева Т.Б., Константинова Т.Л., и музыковеды, изучающие профессиональную музыку – Ювченко Н.А. (заведующая отделом), Мдивани Т.Г. и Цмыг Г.П.

С самого начала утверждения академического музыкознания были определены два основных направления научного исследования: изучение закономерностей развития белорусской профессиональной музыки и народного музыкального творчества; они сохранились и поныне. В данном разделе освещены основные направления развития белорусского академического музыковедения, его тематика, проблематика, достижения и перспективы развития в ветви профессиональной музыки.

Научная деятельность научных сотрудников отдела в области белорусского композиторского творчества посвящена разработке многих проблем в области истории и теории музыкального искусства, важнейшей стала проблема стилевых особенностей национальной композиторской школы. Выделенная в трудах музыковедов, изучавших те или иные жанры композиторского творчества Беларуси – оперу, балет, симфонию и т.д., она нашла отражение уже в первых монографических исследованиях сотрудников и аспирантов отдела. Работы были опубликованы в 60-70-е годы ХХ века республиканскими издательствами. Это прежде всего книги:

"Белорусский музыкальный театр" Б.С. Смольского (Мн., 1963), где на большом фактическом материале исследовано историческое развитие белорусского музыкально-театрального (драматического) искусства;

"Белорусская советская опера" Г.Г. Кулешовой (Мн., 1967), посвященная истории развития белорусской оперы.В ней дается анализ тематического материала, жанровых и стилевых особенностей оперных произведений;

"Искусство и современность" А.Б. Ладыгиной (Мн., 1964), в которой дано философское осмысление современного музыкального искусства;

"Некоторые вопросы музыкального искусства (педагогика, эстетика, фольклор)" И.П. Благовещенского (Мн., 1965);

"Белорусская симфония" Т.А. Дубковой (Мн., 1974), в которой на примере одного из ведущих жанров современного белорусского профессионального музыкального искусства исследованы особенности образной сферы, тематизма, формы и музыкальной драматургии.

Свой вклад в разработку магистральных научных тем внесли и аспиранты отдела. В 1964 г. Ю.М. Чурко защитила кандидатскую диссертацию (н. р. М.И. Эльяш) "Национальный белорусский балет", а в 1973 г. – докторскую "Белорусская хореография (основные этапы и проблемы развития)", уже будучи доцентом Белорусской государственной консерватории (сейчас – Белорусская государственная академия музыки). Нужно отметить, что обе работы, разрабатывающие проблематику национального балета, не утратили своей актуальности по сей день, и остаются теоретическим и методологическим базисом исследований по  этой отрасли гуманитарного знания.

В 80-е годы развитие белорусского академического музыкознания отмечено расширением тематики исследований. Приоритетными темами являлись: "Взаимообогащение и развитие жанров и стилей искусств на современном этапе" (1971-80 гг., научный руководитель темы – доктор искусствоведения, зав. сектором музыки с 1963 по 1980 гг. В.И. Елатов) и "Музыкальное искусство Белоруссии: стили, жанры, типология, исторический опыт" (1981-90 гг.); научный руководитель темы – доктор искусствоведения (с 1981г.), зав. отделом музыкального искусства Г.Г. Кулешова). В пределах темы были защищены докторская и кандидатские диссертации: аспирантом отдела А.И. Смагиным (н. р. Н.И. Аладов), а в 1978 г. – В.П. Маслениковой ("Роль музыкального образования в развитии и становлении музыкальной культуры Белоруссии", н. р. Б.С. Смольский) Через некоторое время они защитили докторские диссертации, работая уже в БГУ культуры и искусств (А.И. Смагин защитил тему "Хоровое искусство Белоруссии ХХ в." в 1998 г., В.П. Прокопцова (Масленикова) в качестве профессора – тему "Художественное образование в Белоруссии: социологический аспект" в 2000 г.). В диссертации А.И. Смагина рассмотрен и обобщен широкий круг явлений современной белорусской хоровой музыки, в научных исследованиях В.П. Прокопцовой впервые решаются проблемы музыкального и художественного образования в Беларуси, сделан исторический обзор его разных форм и даны рекомендации по усовершенствованию процесса образования в условиях современного развития общества. В 1982 г. заведующей отделом Г.Г. Кулешовой была защищена докторская диссертация "Организация действия и сквозное музыкальное развитие в опере". В ряде исследований, посвященных главным образом синтетическим жанрам, сотрудники обращаются к системно-структурному методу – например при изучении оперного жанра (Г. Кулешова "Композиция оперы". М., 1983), который из-за своей сложности (музыка, действие, сценография) представляет многоуровневую целостность.

Постепенно общее количество публикаций научных работ сотрудников отдела возросло. Появились материалы, посвященные актуальным проблемам теоретического музыкознания (Т.А. Дубкова "Некоторые тенденции формирования жанра симфонии на современном этапе"), психологии музыкального восприятия (Г.Г. Кулешова "Сценическое воплощение и психология восприятия оперы" в книге "Вопросы драматургии оперы". М., 1979), музыкальным жанрам (И.Д. Назина "Белорусский фортепианный концерт". Мн., 1977; кандидатская диссертация защищена в 1978 г.; н. р. А.Д. Алексеев), народным инструментам (И.Д. Назина "Музыкальные инструменты". Мн., 1982 и "Белорусские народные наигрыши". М., 1986), социологическим вопросам (Д.Л. Яконюк "Радио в формировании музыкально-эстетических интересов рабочей молодежи"; кандидатская диссертация; н. р. А. Фарбштейн; защищена в 1982 г.), музыкальной эстетики (В.П. Масленикова, Н.А. Ювченко "Эстетическая природа музыкальных жанров") и музыкальной педагогики (В.П. Масленикова "Музыкальное образование в Белоруссии". М., 1980; В. Реянт "Развитие и роль музыкального образования в подъеме духовной культуры Белоруссии (1941-1980 гг.)". Мн., 1987; защитил кандидатскую диссертацию в 1986 г., н. р. Г.Г. Кулешова). Некоторые из аспирантов впоследствии расширили темы научных исследований. Так, например, И. Д. Назина получила степень доктора наук за раскрытие темы "Традиционная народно-инструментальная музыка Беларуси" (1998 г.). Значительный интерес широкого круга сторонников белорусской музыки вызвала серия "Наши композиторы", подготовленная Союзом композиторов Беларуси. Активное участие в ней приняли научные сотрудники отдела музыки Т. Дубкова ("Анатолий Богатырев" – Мн., 1972) и Г. Кулешова ("Николай Аладов" – Л., 1970).

В 80-х гг. наладилось издание научно-популярной литературы по музыкальному искусству, а также выпуск серии грампластинок под общей рубрикой "Белорусские композиторы", "Выдающиеся белорусские исполнители", появились пластинки, посвященные творчеству мастеров отечественной эстрады (с аннотациями Н. Ювченко); начали создаваться звуковые музыкальные антологии, фильмы (телевизионная версия оперы А. Богатырева "В пущах Полесья" – сценарий и режиссура Т. Дубковой).
В последней трети ХХ композиторская деятельность активировалась во всех жанрах музыки – симфоническом (Л. Абелиович, Е. Глебов, А. Мдивани, Д. Смольский); сценическом (Г. Вагнер, Е. Глебов, С. Кортес, А. Мдивани, Ю. Семеняко, Д. Смольский); вокально-симфоническом (Г. Вагнер, В. Войтик, Е. Глебов, В. Дорохин, С. Кортес, А. Мдивани, Д. Смольский, Г. Сурус, Л. Шлег); хоровом (А. Мдивани, Л. Захлевный, А. Бондаренко); народно-оркестровом (А. Мдивани, В. Помозов, А. Ращинский, Д. Смольский); камерно-исполнительском и камерно-инструментальном (Л. Абелиович, Г. Горелова, К. Тесаков); песенном (В. Будник, И. Лученок, В. Иванов, Ю. Семеняко, Э. Ханок) и т. д. Это определило расширение диапазона научных исследований и разработку новых научных проблем как сотрудниками, так и аспирантами отдела. В поле зрения находились кантатно-ораториальное творчество (Г. Кулешова "Белорусская кантата и оратория". Мн., 1987), симфоническая поэма (Л. Голикова "Белорусская симфоническая поэма"; кандидатская диссертация, защищена в 1987 г.; н. р. Г.Г. Кулешова), камерно-вокальное творчество (Э. Олейникова "Поэзия М. Богдановича в творчестве белорусских композиторов"; кандидатская диссертация, защищена в 1990 г.; н. р. Г.Г. Кулешова), музыка для оркестра народных инструментов (Н. Яконюк "Проблемы формирования национального оркестрового стиля в музыке для белорусского оркестра народных инструментов"; н. р. И.Д. Назина; кандидатская диссертация, защищена в 1988 г.; в 2003 г. ею защищена докторская диссертация "Народно-инструментальная культура Беларуси письменной традиции"), исполнительское мастерство (И. Глушаков "Проблема художественной целостности оперного спектакля (на примере постановочного творчества ГАБТ БССР 70-80 гг.)"; кандидатская диссертация, защищена в 1989 г.; н. р. Г.Г. Кулешова) и музыка к драматическим спектаклям (Н.  Ювченко "Музыка в драматическом театре и становление национального репертуара в Белоруссии (1920-е - 1980-е годы)"; кандидатская диссертация, защищена в 1990 г.; н. р. Б.С. Смольский). Во всех работах в соответствии с выбранной авторами тематикой и проблематикой исследования представлена картина становления и эволюции важнейших жанровых разновидностей профессиональной белорусской музыки, которые были рассмотрены в каждом конкретном случае с точки зрения методологических позиций комплексного анализа: выявления образной сферы произведений, характера их содержания и типа композиций, особенностей музыкального языка и черт национального своеобразия.

Многолетняя работа сотрудников отдела в области музыкально-театрального искусства дала возможность в середине 80-х годов приступить к коллективному исследованию "Музыкальный театр Белоруссии" (вышла в свет в виде монументальных четырех книг), охватывающему значительный исторический период истоков формирования, развития театра в русле национальных, общеевропейских традиций, региональных особенностей (XVШ-ХIX вв.) до современного этапа формирования новых стилистических черт, жанров и форм произведений, исполнительских приемов. Работа, аккумулирующая разные вопросы теории и истории музыки, была завершена в 90-е годы. В исследовании были охвачены культура Беларуси в довоенный период (Л.Ф. Голикова) и все музыкально-театральные жанры; опера (Г.Г. Кулешова, Т.Г. Мдивани, И.В. Глушаков), балет (Т.А. Дубкова, Ю.М. Чурко), музыкальная комедия, оперетта и музыка к постановкам драматических театров (Н.А. Ювченко). Были сделаны анализы сценических произведений и раскрыто мастерство исполнителей - певцов, режиссеров, сценографов. Одним словом, все то, что составляет понятие "музыкальный театр", представлено в книгах в широком жанровом диапазоне и стилевом разнообразии. За три книги исследования – "Музыкальный театр Белоруссии. 1917-1959"; научный редактор Т.Г. Мдивани (Мн., 1993); "Музыкальный театр Белоруссии. 1960-1990. Оперное искусство. Музыкальная комедия и оперетта"; научный редактор Г.Г. Кулешова (Мн., 1996) и "Музыкальный театр Белоруссии. 1960-1990. Балет. Музыка в постановках драматических театров"; научный редактор Г.Г. Кулешова (Мн., 1997) – сотрудникам отдела Г.Г. Кулешовой. Т.Г. Мдивани и Н.А. Ювченко (совместно с Ю.М. Чурко, Т.А. Дубковой и Л.И. Петровой) в 1998 г. была присуждена Государственная премия Республики Беларусь в области литературы и искусства.

Одновременно издательством "Беларусь" был издан научно-популярный справочник "Композиторы Беларуси" (на бел.яз.; Мн., 1997), в котором впервые была представлена целостная картина развития современной белорусской композиторской школы (Т.Г. Мдивани, в соавт.). В книге рассмотрены все жанры музыки через призму индивидуального стиля создателя художественных ценностей, составлен полный список сочинений каждого композитора и список публикаций о нем.

Другим капитальным трудом сотрудников отдела, изданным в 1999 г., явился "Музыкальный словарь" (белорусско-русский и русско-белорусский с терминами на иностранных языках - итальянском, французском, немецком). Авторский коллектив – доктор искусствоведения, профессор Г.Г Кулешова (научный руководитель), доктор филологических наук, профессор Л.А. Антонюк, доктор искусствоведения Т.Г. Мдивани, кандидат искусствоведения Н.А. Ювченко, а также доценты БГАМ Л.А. Матуковская и специалист по джазовой музыке Д.А. Подберезский. В работе над словарем принимали также участие ведущие специалисты Московской консерватории – доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки, кавалер ордена «Дружбы» России В.Н. Холопова и доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки, лауреат Государственной премии России Ю.Н. Холопов. Словарь представляет собой первый в Беларуси образец сводного и систематического изложения сведений о разных отраслях музыкальной культуры и искусства, разработки и упорядочения белорусской музыкальной терминологии. Его содержание составляют музыкальные термины и понятия, специальные выражения и определения с разъяснением каждого из них в статьях разного характера – от обзоров до кратких справок (более 4000 статей). В словаре содержится широкий диапазон знаний, охватывающих разнообразные отрасли музыкального искусства: вопросы теории музыки, музыкальные инструменты, певческие голоса; вокальную, оркестровую, вокально-симфоническую и хоровую музыку; разные музыкальные жанры и стили, музыкальные формы, музыкально-художественные направления (старинная, классическая, романтическая, современная музыка, православная певческая культура, музыка католической церкви, а также музыкальный авангард и джаз). Некоторые из них иллюстрируются нотными примерами, пояснительными схемами и ссылками на музыкальные произведения. Все это приблизило издание к учебному пособию.

Одна из важнейших отраслей музыкальной науки, разрабатываемых сотрудниками отдела в течение всего периода своего существования, связана с исследованием истории музыкальной культуры Беларуси. В 60-70-е годы изучению музыкального искусства дооктябрьского периода большое внимание уделял Б. С. Смольский. Свой опыт и знания он передал своим аспирантам. В 1985 г. под его руководством была защищена кандидатская диссертация А.И. Ахвердовой "Развитие фортепианного искусства в Белоруссии в ХІХ-ХХ вв.", где впервые была исследована деятельность белорусских пианистов прошлого – Д. Стефановича, Н. Орды, Ф. Миладовского, А. Абрамовича, К. Марцинкевич, И. Генко, А. Боркуса. Их искусство оказало значительное влияние не только на формирование фортепианного исполнения в Беларуси, но и на развитие всей национальной музыкальной культуры.

Большой вклад в разработку белорусского музыкально-исторического наследия внесла аспирантка отдела О.В. Дадиомова. По материалам ее кандидатской диссертации (защита состоялась в 1990 г. -- н. р. И.Д. Назина) была издана книга "Музыкальная культура городов Белоруссии в XVIII в." (Мн., 1992). В 2003 г. она защитила докторскую диссертацию "Музыкальная культура Белоруссии XVIII в.", которая также была издана (Мн., 2003). Эта традиция была продолжена ее ученицей  С. Н.Немогай, которая за книгу «Жыцце і творчасць М.К.Агінскага ў каардынатах яго часу і культурнага асяроддзя” получила в 2008г. Премию НАН РБ.

Историческая тема разрабатывалась и другими аспирантами отдела – Т.В. Лихач ("Литургическая музыка католической традиции в Белоруссии в XVIII в."; кандидатская диссертация, защищена в 1997 г.; н. р. И.Д. Назина), Е.В. Шестиловской ("Творчество С. Монюшко в контексте музыкальной культуры Белоруссии ХІХ в."; н. р. Г.Г. Кулешова), Е.П. Куртенок ("Музыкальная культура Гомеля: истоки – современное состояние"; н. р. Т.Г. Мдивани). Изучая музыкальную культуру Гомеля от источников до современности, соискательница впервые исследует музыкально-просветительскую деятельность Румянцевых и Паскевичей, исполнительскую культуру первой половины ХХ в. и творческие достижения именитых современных музыкантов Гомеля.

Несмотря на активную разработку сотрудниками отдела в области исторического музыкознания, здесь есть много "белых пятен". Так, недостаточно определены динамика музыкального процесса в XVII-XVIII вв., механизм формирования и отражения на народно-национальной почве в Беларуси тех особых, специфических форм духовности, которые вбирает в себя музыка, а также специфика и контекстуальность музыкальной культуры как ХІХ в., так и ХХ в. и т. д. Поэтому не случайно, что приоритетными темами 90-х годов ХХІв. и начала ХХІ в. явились следующие: "Формирование и развитие белорусской профессиональной музыки (основные направления, тематика, стили, жанровая типология)" на 1996-2000 гг. (научный руководитель Г.Г. Кулешова), "Белорусское музыкальное творчество: традиции, преемственность и творческие связи со славянскими народами" на 2001-2005 гг. (научный руководитель Г.Г. Кулешова) и "Особенности развития белорусской музыкальной культуры (народной и профессиональной) в современный период" на 2006-2010 гг. (научные руководители З.Я. Можейко и Н.А. Ювченко). Все темы сориентированы на исследование как исторического прошлого белорусской музыкальной культуры, так и современного искусства Беларуси во всем его жанровом и стилевом разнообразии, включая эстрадную музыку, джаз и музыкальный авангард с неизбежным решением проблемы исторического и общеевропейского контекста.

Известно, что сложившиеся в культуре нации традиции во многом определяют ее менталитет, являются ценным наследием, которое, в свою очередь, влияет на формирование новых явлений в искусстве. Традиция помогает прослеживать связь времен, отстраивать линию преемственности и демонстрировать как "внешний", так и "внутренний" уровень культуры, а также выступать сильной альтернативой "донному" виду художественной деятельности. Таким образом, проблема преемственности явилась важным теоретическим фундаментом в исследовании как общих законов композиторского творчества, так и специфических принципов его развития. Изучение учеными вопросов соотношения современного музыкального искусства с наследием, с традициями современной европейской музыки, с композиторским творчеством других народов, а также вопросы нового качества музыки и ее контекстуальности позволили глубже понять природу музыкального мышления белорусских композиторов и таким образом создать целостное представление о его особенностях и специфике национального музыкального стиля. Проблема преемственности, которая впервые в отечественном музыкознании разрабатывалась сотрудниками отдела на примере белорусской и западноевропейской музыки второй половины ХХ в., приблизила белорусское музыкознание к решению проблемы контекста (современной и старинной белорусской музыки), являющейся важнейшей и актуальнейшей проблемой современного музыкознания.

Проблема контекста и исторической преемственности в отношении современной музыки разрабатывалась и продолжает разрабатываться. Так, в диссертации Г.П. Цмыг, посвященной белорусскому хоровому концерту в его связях с западноевропейским и русским ("Хоровой концерт: вопросы стиля, жанра, фактуры)"; кандидатская диссертация, защищена в 2005 г., н. р. Т.Г. Мдивани) диссертантка впервые в европейском музыкознании установила значение хорового концертного жанра для современной хоровой концертной музыки, охарактеризовала жанровые и стилевые особенности хорового концерта на разных этапах исторического развития европейской музыки (в том числе и венецианский хоровой концерт XVI века), осуществила феноменологию вокально-хоровой концертности.

В книге "Западный рационализм в музыкальном мышлении ХХ в." Т.Г. Мдивани (защитила докторскую диссертацию в 2005 г), изданной с помощью Белорусского республиканского Фонда фундаментальных исследований НАНБ в 2003 г., впервые рассматривается контекстуальность современной профессиональной белорусской музыки (в связи с западной и российской), решается проблема неклассического стиля музыкального мышления современных композиторов и при анализе авангардных опусов используется синергетическая методология. В работе последовательно проводится мысль о кризисе музыкального радикализма, выходом из которого является обращение к идеям целостности, гармонии и красоты.

Проблема преемственности рассматривается и в монографии Н.А. Ювченко «Музыка в драматическом театре Беларуси: ХХ – начало ХХI века» (2007). В работе впервые в отечественном искусствознании определяется роль музыки в эволюции профессионального драматического театра в целом, выявляются особенности национальных и межнациональных театрально-музыкальных связей и специфика новых жанровых видов спектакля с музыкой. В исследовании на примере постановок произведений мировой и белорусской драматургии обосновывается значение музыки как одного из важнейших компонентов спектакля в драматическом театре республики.

Разные стороны современной музыки рассматриваются в ряде кандидатских диссертаций аспирантов отдела. Так, В.А. Черняк ("Белорусская хоровая музыка а капелла 60-80-х годов"; защищена в 1998 г.; н. р. Г.Г. Кулешова) обосновала новые направления белорусской хоровой музыки с теоретической разработкой термина "фольклорно-ориентированное направление белорусского композиторского стиля"; В.Г. Гудей-Каштальян ("Композиционно-драматургические особенности белорусского балета как жанра музыкально-театрального искусства"; защитила кандидатскую диссертацию в 1999 г.; н. р. Т. Г. Мдивани) доказала многоуровневую структуру балетного жанра и раскрыла его жанровые типы; Н.В. Мацаберидзе ("Стиль модерн и специфика его преломления в творчестве белорусских композиторов 1960-1990 гг"; кандидатская диссертация, защищена в 2004 г.; н. р. Т.Г. Мдивани) рассмотрела белорусско-российские истоки стиля модерн в музыке, его отличие от музыкального авангарда и особенности реализации принципов стиля современными белорусскими композиторами; Г. П. Цмыг («Хоровой концерт: вопросы стиля, жанра, фактуры»; кандидатская диссертация, защитила в 2005 г.; н.р. Т. Г. Мдивани) выявила  и охарактеризовала  жанровые и стилевые особенности хорового концерта на разных этапах исторического развития европейской музыки и определила их значение для современного белорусского хорового концертного жанра; произвела феноменологию вокально-хоровой концертности, охарактеризовала венецианский хоровой концерт XVI века, раскрыла путь «продвижения» хорового концерта с «Запада на Восток», дала жанрово-стилевую характеристику белорусского хорового концерта; Субботняя А. Г. (н.р. Т. Г. Мдивани) посвятила свою работу вопросам конвергенции западных и восточных музыкальных традиций в творчестве представителей Новой белорусской музыки, западных композиторов и композиторов стран буддийской ориентации. В исследовании аспирантки К. В. Гаврильчик (н. р. Н. А. Ювченко) решаются проблемы исполнительского искусства в опере для детей белорусских авторов.

Результатом научной работы отдела по приоритетным научным направлениям явилось фундаментальное издание «Музыка», выполненное при участии всех сотрудников отдела музыкального искусства и этномузыкологии. Данное комплексное исследование явилось очередным, 11-м томом продолжающегося в ГНУ «ИИЭФ им. К. Крапивы НАН Беларуси» многотомного издания «Беларусы». Книга посвящена изучению музыкальной культуры Беларуси – традиционной и академической. Рассмотрены общие вопросы истории и теории музыкального искусства, проблемы национального культурного наследия и современного состояния искусства Беларуси. Издание рассчитано на искусствоведов, историков, этнографов, всех, кто интересуется развитием культуры и искусства белорусов. В исследовании Н. А. Ювченко "Музыкальная культура Беларуси на рубеже ХХ-ХХІ вв." (как раздел опубликована в энциклопедическом справочнике «Современная Беларусь»), изданном годом ранее, дается серьезный анализ важнейших явлений современного музыкального творчества, где преобладающее место отдано опере, балету, мюзиклу и другим сценическим жанрам. Автор подчеркивает, что в конце ХХ в. композиторы стремились к жанровым модификациям и ставили свои произведения не только на больших сценах, что активизировались жанрово-стилевые взаимодействия современного музыкального и музыкально-драматического спектаклей, где особенно востребованными стали сцены драматических театров, на которых зарождаются экспериментальные и новые сценические жанровые виды театрального искусства. Одновременно Мдивани Т.Г., Цмыг Г.П. и Ювченко Н.А. была издана книга «Мысль. Творчество. Созидание», посвященная научному и художественному творчеству мастеров искусства и виднейшим деятелям науки. Главная идея работы – европейский контекст белорусской созидательной личности, успешно контактирующей как с Западом, так и с Востоком.

По профессиональной музыке в новом веке сотрудниками отдела издано много статей и материалов научных конференций в белорусских и иностранных изданиях. В статьях Н. А. Ювченко, "Современная музыка и социум", "Важнейшие тенденции развития музыкально-театрального искусства последней трети ХХ в.", "Музыкальный спектакль на современной драматической сцене и его эстетическая направленность" ставятся вопросы о новом качестве современной театральной музыки, связанной с новыми условиями ее существования, изменением художественного вкуса и творческих интересов. Н. Ювченко акцентирует внимание на том факте, что современная театрально-драматическая музыка во многом зависит от режиссера, актера и художника, но при этом утрачивает свою автономность.

Проблемы современного музыкального мышления, композиторской техники представителей Новой и Новейшей музыки рассматриваются  с привлечением философской методологии в статьях Мдивани Т.Г.: "Введение в поэтику музыкального сюрреализма", "Западный рационализм в музыке и ХХ век", "О формах и методах синтезирования в музыке ХХ века", "Новые аспекты авангардного музыкального мышления во второй половине ХХ в.", "Классическое, неклассическое и традиционное в Новой и Новейшей музыке ХХ в.", "Алеаторика и коллаж в авангардной музыке ХХ века", "Принцип неопределенности в авангардной музыке второй половины ХХ в.", "Специфика музыкального бытия во второй половине ХХ в.", "Неклассическая и новая неклассическая (расширенная) рациональности в Новой и Новейшей музыке ХХ века», "Об особенностях претворения принципов западного музыкального авангарда в творчестве восточноевропейских композиторов", «О типах рациональности в европейской музыкальной культуре II половины ХХ века», «Целостность и Новейшая музыка: к вопросу о западно-восточных корреляциях «музыкальных цивилизаций» во второй половине ХХ века (синергетический подход)», «Рационалистические парадигмы Новейшей музыки», «Ризома и новые музыкальные реалии в эпоху постмодернизма», «Белорусская музыка в ее национальном самоопределении: текст, интертекст, контекст», «О формах проявления национального в белорусской музыке последней трети ХХ века», «Специфика претворения композиционных принципов Новой и Новейшей музыки в творчестве восточноевропейских композиторов последней трети ХХ - начало ХХI вв.», «Белорусская музыка рубежа ХХ–ХХІ вв.: реалии творческих исканий», «Новые музыкально-игровые жанры в творчестве авангардных композиторов второй половины ХХ века».

Научные издания Г.П. Цмыг охватывают широкий круг вопросов, тесно связанных с проблемами преемственности и контекстуальности белорусской музыки. Это брошюры "Формирование восточноевропейского хорового концерта в Российской империи: барочный (партесный) в конце XVII-XVIII вв. и классический на рубеже XVIII-XIX вв. – нач. ХХ в." (Мн., 2003) и "Западноевропейский хоровой концерт" (Мн, 2003), статьи "Белорусский хоровой концерт: проблемы жанра, стиля и хоровой фактуры", "Специфика концертности в хоровой музыке", "Хоровое искусство как феномен культуры", "О специфике концертности в вокальных концерт-ансамблях", "Белорусский хоровой концерт и его связь с национальной певческой традицией", "Белорусская хоровая концертная музыка в контексте европейской культуры", "Белорусский хоровой концерт и его связь с национальной певческой традицией", «Жанр хорового концерта в творчестве  белорусских композиторов конца ХХ века (Теория, история, практика) (на нем.яз., Ляйпциг). В них рассматриваются истоки жанра хорового концерта и его исторический путь с Запада на Восток; хоровое искусство, которое занимает важное место в культурном наследии западно- и восточноевропейских регионов и играет определяющую роль в вокальном качестве культуры восточнославянского ареала, а также специфика хоровой концертной музыки, феноменология жанра хорового концерта, что делает перспективным осмысление уникальности хорового искусства как вида творческой деятельности и феномена современной белорусской культуры в его связях с социальными функциями и разными культурными комплексами.

Новым и актуальным направлением научных исследований отдела является православная тема, связанная с разработкой проблемы корреляции между светской профессиональной музыкой и стилистикой песнопений, а также вопросов православной певческой культуры в целом. Эта тема освещается в работах Т.Г.Мдивани: "О стилистике песнопений православной церкви и их воплощении в современной композиторской практике",Музыка и православные песнопения: к вопросу о терминологии»,«О созидательной силе православных песнопений в эпоху глобализации». Вопросы духовной  музыки разрабатывает Г.П.Цмыг: «О соотношении светского и религиозного в хоровой музыке на духовный текст (на материале современного белорусского композиторского творчества)», «От венецианского хорового концерта к Белорусскому хоровому концерту XX века», «Духовная музыка современности» (на нем.яз.), «Специфика белорусской духовной музыки» (на нем.яз.).

Особое место в разработке научных проблем принадлежит Новой белорусской музыке. Исследователи решают вопросы музыкального стиля, композиторской техники, национальной специфике белорусской музыки. Новые явления музыки национальных композиторов освещены в целом ряде статей Т.Г.Мдивани – "Многоликий Евгений Поплавский", "Белорусский музыкальный авангард: прогноз на завтра", "Об особенностях музыки для оркестра белорусских народных инструментов»,«Белорусская музыка рубежа XX–XXI вв.: реалии творческих исканий», «Опера «Записки сумасшедшего» Вячеслава Кузнецова: поэтика, интонационная система, структура», «Франциск Скорина и современная белорусская музыка», Г.Цмыг – «Альтернативная  нотация хоровой  музыки: к вопросу освоения музыкального авангарда XX века  в  педагогической и исполнительской  практике», «Современная белорусская хоровая концертная музыка – необходимый компонент содержания циклов музыкально-теоретических и  дирижерско-хоровых дисциплин», «Вокально-инструментальный и хоровой жанр в современной белорусской музыке: когнитивные процессы», в статьях Ювченко Н. – «Белорусская драматургия и музыка», «Формообразующая роль музыкальных и внемузыкальных факторов в современном белорусском театре», «Фонопроблематика постановок в современном белорусском драматическом театре», «Драматический театр и композитор: к вопросу сотворчества в культурном пространстве Беларуси», «Национальный классический сюжет: музыкальная интерпретация на современной белорусской драматической сцене», «Современная профессиональная песня», «Театральная музыка», «Соло для синтезатора в театре: нужна ли детям «живая» музыка?», «Музыкальная палитра спектакля», «Развитие белорусской музыкальной культуры и ее роль в формировании духовных ценностей на современном этапе» раскрываются разнообразные аспекты белорусской сценической музыки и музыкальной культуры Беларуси в целом, вплоть до осмысления роли электронной музыки в современном белорусском музыкально-театральном искусстве.

Несмотря на то, что темы, посвященные современной белорусской музыке и ее интеграции в европейскую музыкальную культуру, разнообразны, однако каждая из работ внесла весомую лепту в развитие отечественного музыкознания. Нужно отметить, что исследование современной музыки – задача тяжелая и сложная, поскольку сам процесс развития композиторского творчества многоплановый и противоречивый. Отдельные его стороны могут остаться без внимания исследователя чаще всего из-за невозможности бесстрастного "взгляда со стороны" и обобщающего проникновения в сущность явления, которое еще не стало историей. И, тем не менее, серьезная аналитическая работа с учетом специфики предмета исследования и сложившихся национальных традиций дает возможность выявить основные тенденции развития современной белорусской музыки в контексте не только национальной, но и европейской и всемирной музыкальной культуры. В целом, сотрудникам отдела музыкального искусства в области профессиональной музыки удалось установить специфику преемственных связей современного композиторского творчества с наследием прошлого и культурой народов и решить проблему контекста.

Результаты научных исследований ученых отдела публикуются во многих периодических изданиях Беларуси, таких, как "Мастацтва", "Тэатральная Беларусь", "Полымя", научных журналах "Вести НАНБ" (серия гуманитарных наук) и "Вести БГАМ", энциклопедических изданиях, сборниках научных статей «Вопросы искусствоведения, этнологии и фольклористики», выпускаемых ГНУ «ИИЭФ им. К. Крапивы НАН Беларуси».
Свои наблюдения исследователи обсуждают на международных и республиканских научных конференциях (Гродно, Москва, Минск, Киев, Заславль, Несвиж, Поставы и др.). Это "Музы Несвижа" и "Художественная культура Беларуси: новые горизонты" (Г.Г. Кулешова), "Актуальные проблемы всемирной художественной культуры", которая проходит в Гродно (Т.Г. Мдивани, Г.П. Цмыг, Н.А. Ювченко; аспиранты: К. Гаврильчик, Ю. Каранькова, А. Куртенок, И.Рябушкина, А.Субботняя), "Нефедовские чтения", "Заславль. Корни нашей родословной", "Философия как самопонимание культуры и посредник в диалоге культур" (Т.Г. Мдивани, Г.П. Цмыг, Н.А. Ювченко), "Философия и будущее цивилизации", "Славяне: единство и многообразие" в пределах "Праздника славянской письменности и культуры", "Славянские культуры после второй мировой войны", "Славянские культуры: исторический опыт и современные проблемы", "Важнейшие направления композиторской мысли во второй половине ХХ века", "Музыка в контексте глобализации культуры", "Национальные традиции и современность", "Перспективы рациональности в ХХІ в." (Т.Г. Мдивани), "Белорусские народные инструменты в контексте художественной культуры: эстетика, педагогика, творчество (исполнительское, композиторское), технологии", "Музыкальное образование в контексте культуры" (Г.П. Цмыг), "Проблемы театрального, музыкального и кино-телеискусства в контексте славянских культур в современном мире" (Т.Г. Мдивани, Г.П. Цмыг, Н.А. Ювченко; аспиранты: К. Гаврильчик, Ю. Каранькова, И.Рябушкина, А.Субботняя), "Актуальные проблемы современной культуры" (Т.Г. Мдивани, Г.П. Цмыг, Н.А. Ювченко; аспиранты: К. Гаврильчик, А. Куртенок), " Дни белорусской письменности", которая проходила в Поставах, Шклове (Т.Г. Мдивани, Н.А. Ювченко) "Новейшая история (1991-2000): государство, общество, личность", "Актуальные проблемы искусства и современной художественной школы в условиях глобализации культуры" и "Круглый стол" фестиваля театрального искусства "Панорама" (Н.А. Ювченко), "Человек. Культура. Образование", "Беларусь и музыкальное наследие ХХ века: поиски и находки" (Т.Г. Мдивани, Г.П. Цмыг), «Стилевая панорама украинского искусства» (О.Дубатовская, Г.П. Цмыг, Н.А. Ювченко) и «Об особенностях претворения принципов западного музыкального авангарда в творчестве восточноевропейских композиторов» (Т.Г. Мдивани) в Киеве. В своих докладах ученые стремились к созданию целостной картины стилевых движений белорусской и западной музыки во второй половине ХХ в. и к открытию ее важнейших черт в последней четверти столетия, а также к установлению специфики преемственных связей, которые проявляют себя во всех жанрах музыки как белорусских, так и европейских композиторов. Одновременно решались вопросы контекстуальности и особенностей стиля национальных композиторов, а также был раскрыт механизм воздействия западных рационалистических концептов на Новую белорусскую музыку.

Важнейшими результатами научных исследований отдела на современном этапе являются:

- Осмысление процессов музыкального мышления в Беларуси как части европейского культурного пространства и определение причин стремления композиторов к всеобъемлемости, широте и глобализации своих представлений о мироздании;

- Определение особенностей процессов взаимообогащения европейских культур в области композиторского творчества и характеристика жанрово-стилевых особенностей музыки белорусских композиторов в русле проблем творческих связей со славянскими музыкальными культурами;

- Выявление изменений сущности, а точнее – новой сущности современной белорусской "музыкальной ментальности";

- Создание целостной картины стилевых движений белорусской профессиональной музыки в свете проблемы преемственности.

Одной из давних традиций отдела музыкального искусства ИИЭФ НАНБ является участие в защите кандидатских и докторских диссертаций в качестве оппонентов (Вильнюс, Минск, Москва), экспертов от оппонирующей организации (Минск, Москва), научных руководителей.

Неотъемлемой частью деятельности отдела является практическая направленность научно-исследовательской работы. Выход в практику осуществляется по нескольким каналам и прежде всего – по линии педагогической работы. С педагогической работой в той или иной степени связаны все научные сотрудники отдела, разработавшие курсы лекций по специальным дисциплинам и методической разработки по ним, изданные в Москве и Минске. Это:

1. "Оперная драматургия" Г.Г. Кулешовой (Минск, 1981; М., 1985) – программа-конспект для ВУЗов по специальностям "музыкознание", "композиция", "оперно-симфоническое дирижирование";

2. «Методические рекомендации по гармонии» (Учебно-методическое пособие по современной гармонии ) Т.Г. Мдивани для ВУЗов (Минск, 1981);

3. "Практические рекомендации по изучению гармонии в музыкальном училище и консерватории (для исполнительских специальностей)" Т.Г. Мдивани (Минск, 1986);

4."История музыки и музыкального театра" (для театроведов) Н.А. Ювченко (Минск, 1997),
а также разделы в учебниках и статьи «Неклассические типы тональных структур, или состояния тональности в композиторском творчестве  рубежа ХIХ-нач. ХХ вв.», «Разнотональная форма как тема курсов «Теория музыки» и «Музыкальная форма», «Опера малых форм» – тэма курса музычна-гітарычных вучэбных дысцыплін”, “О новациях в системе современного музыкального образования» Т.Мдивани, «Хоровая концертная музыка в системе эстетического воспитания и образования в Беларуси», «Современная белорусская хоровая концертная музыка – необходимый компонент содержания циклов музыкально-теоретических и  дирижерско-хоровых дисциплин», «Альтернативная  нотация хоровой  музыки: к вопросу освоения музыкального авангарда XX века в педагогической и исполнительской практике» Г.П.Цмыг, “Музыка к спектаклям драматического театра” и “Янка Купала и музыка” Ювченко Н.

Связь с высшими научными учреждениями осуществляется также по линии совместной разработки фундаментальных исторических исследований. Активное участие в этом принимали профессора и доценты Белорусского государственного университета культуры и искусств (Г.И. Барышев, Л.Ф. Голикова, А.Л. Капилов, Ю.М. Чурко), профессора и доценты Белорусской государственной академии музыки (О.В. Дадиомова, Э.А. Олейникова), Белорусских государственных педагогических университетов им. М. Танка (И.В. Глушаков) и им. П. Машерова в Витебске (Н.В. Мацаберидзе). Научно-педагогические работы направлены на совершенствование системы современного музыкального образования.

В 2006 г. отделом был подготовлен инновационный проект по линии ГКНТ "Разработать научно-методические рекомендации и создать практические пособия по усовершенствованию процесса освоения белорусского музыкального творчества (народного и профессионального) в сфере культуры и искусства Республики Беларусь", предназначенный для внедрения в педагогическую практику ССУЗов, ВУЗов, студий, школ с эстетическим уклоном, а также для исполнителей и исполнительских коллективов (н.р. Ювченко Н.А.). В 2009 году отдел приступил к работе над новым инновационным проектом, посвященным белорусскому музыкальному концертно-исполнительскому искусству (н.р. Мдивани Т.Г.). Одновременно ведется работа по линии БРФФИ, где совместно с Институтом музыковедения Ляйпцигского университета разрабатывается тема  «Белорусская и немецкая музыка: преемственные связи и современное состояние» (Мдивани Т.Г., Г.П.Цмыг, Н.В. Мацаберидзе).

Одним из важнейших путей выхода в практику является связь отдела музыкального искусства с творческими организациями (Белорусский союз композиторов, Белорусский союз театральных деятелей, Белорусский союз музыкальных деятелей) и художественными коллективами республики (участие в фестивалях, съездах, конкурсах). Г.П. Цмыг в течение ряда лет руководила хоровым коллективом "Пение Белой Руси", успешно выступавшим с концертами по Беларуси и по зарубежным странам.

Большая просветительская работа проводится сотрудниками отдела на республиканском радио (канал "Культура") и телевидении. Выход в практику безусловно содействует расширению диапазона научно-исследовательской работы, обогащению творческой деятельности отдела музыкального искусства, широте кругозора ученых, а также помогает сохранять и приумножать те традиции, которые складывались в течение более чем 50 летнего существования института.

Жизнь вынуждает ученых задумываться над самыми разными проблемами, многие из которых близки важнейшим проблемам современности и междисциплинарным исследованиям – таким, как охрана памятников музыкальной культуры, экология культуры, а также философии, синергетики, математики, акустике, психологии. Музыка стала привычным фоном повседневности и будничных занятий. Не опустошает ли это ее духовную значимость для человека? Изучение этих и других многочисленных проблем придает особую актуальность музыкальной науке и ставит ее в один ряд с важнейшими отраслями гуманитарного знания.

Этномузыкология

З.Я. Можейко, Т.Б. Варфоломеева

Собирательская и научно-исследовательская работа в области музыкального фольклора развернулась сразу же после основания в 1957 г. Института искусствоведения, этнографии и фольклора и с приходом в Институт Л. Н. Фёдорова, В. И. Елатова и потом И. П. Благовещенского.

В Институте была заложена определенная база для исследований песенного и инструментального фольклора, благодаря многолетним экспедиционным записям неутомимого собирателя Л. Фёдорова. На основе песенных записей начались теоретические обобщения В. Елатова, записей инструментальных – разработки И. Благовещенского.

В. И. Елатов (1923-1980) сыграл немаловажную роль в развитии белорусской этномузыкологической науки, теоретически осмыслил накопленный в послевоенный период материал, так же как его наставник В. М. Беляев обобщил материал довоенного периода. Главная работа В.  Елатова посвящена теоретическим основам белорусской народной музыки – ладу, ритму, мелодике, исследованным соответственно в трех книгах: «Ладовые основы белорусской народной музыки (Мн., 1964), «Ритмические основы белорусской народной музыки (Мн., 1966), «Мелодические основы белорусской народной музыки (Мн., 1970). Фундаментальная «теоретическая трилогия» ученого явилась своего рода трамплином, с которого открывались широкие горизонты для различных конкретных музыкально-теоретических исследований. Это, во-первых, осуществил сам В. Елатов в своих монографиях «По следам одного ритма» и «Песни восточнославянской общности» (Мн., 1977).

Собственно этномузыкологическая народоведческая направленность исследований началась в ИИЭФ с деятельностью З. Я. Можейко. Именно она в 1960-е гг. концептуально развернула направление научной школы своего учителя Е. Гиппиуса, который утвердил этномузыкологию как фундаментальную науку. Многовекторное разветвление школы этого всемирно известного ученого,  охватывающей научные центры в Беларуси, Санкт-Петербурге, Москве, Карелии, Мордовии, Удмуртии, Осетии и др., началось еще в 1930-е гг. с полесских экспедиций Е. Гиппиуса и З. Эвальд и публикации белорусских сборников, но на десятилетия было прервано войной.

В целом деятельность З. Я. Можейко почти в равной мере охватывает отрасли теоретического этномузыковедения и практической фольклористики. Основные исследования посвящены системной типологии белорусского песенного фольклора, его ареальному (мелогеография типовых календарных напевов-формул), социально- и этнопсихологическому (аутентичный фольклор и его носители в современных условиях), экологическому аспектам.

Ею разработана методика многоплановой и многоканальной полевой работы (обследование всех регионов со стационарным изучением наиболее песенных сел методом «включенного» наблюдения, многоразовые тематические экспедиции с рекогносцировочными и контрольными выездами, повторные экспедиции как по районам собственной «фольклорной базы» через определенные промежутки времени, так и по следам других собирателей), которая позволила исследовательнице глубже взглянуть на многие явления и процессы. Новые мысли по вопросам этномузыкологии, которые решаются далеко не однозначно, высказаны в статьях и монографиях З. Я. Можейко (Можейко З.Песенная культура Белорусского Полесья. Село Тонеж. Мн., 1971; Календарно-песенная культура Белоруссии: Опыт системно-типологического исследования. Мн., 1985) о временной и возрастной циклизации песен как основных закономерностях, которые содействовали спонтанному функционированию традиционного фольклора в сельской «песенной общине»; интериоризации как механизме самосохранения аутентичного фольклора в условиях современности; осмыслении традиционного фольклора его носителями; традиционных мелодических стилях песен в их соотношении с традиционными стилями совместного(унисонно-гетерофонного, подголосочно-полифонического) и одиночного (голосного «на воле», тихого «для себя») пения; полифункциональности обрядовых песен (песня и больше чем песня, «особая песня») и их принципиальной незаменимостью неприуроченными внеобрядовыми монофункциональными  песнями («простая песня») и др.

Неизменно связанная на Беларуси с возрожденческими идеями, отрасль практической фольклористики всегда имела две главные цели: охрану и популяризацию национальной культуры в республике и утверждение ее в системе европейской культуры. Деятельность Г. Ширмы, а также Г. Цитовича в этом направлении была связана с профессиональными коллективами – Государственной академической хоровой капеллой и Государственным народным хором. Деятельность З. Можейко в сфере практической фольклористики (начиная с первого музыкально-этнографического концерта-показа полесских певцов в Союзе писателей БССР в 1968г. и на VII Международном музыкальном конгрессе в Москве в 1971 г.) целиком направлена на охрану, популяризацию и укрепление в европейской культуре аутентичного фольклора и его носителей как самоценной и самодостаточной отрасли национальной культуры. Этим задачам служит и выпущенная (совместно с Т. Б. Варфоломеевой и И. Д. Назиной) звуковая антология музыкального фольклора, и грампластинка (совместно с И. Д. Назиной) «Музыкальный фольклор Белорусского Полесья», отмеченный Гран-при музыкального совета при ЮНЕСКО, и концертные программы для Национального академического народного хора им. Г. И. Цитовича (в т. ч. совместно с композитором В. Кузнецовым «Глыбінныя галасы зямлі»), и разработка в белорусской кинематографии направления аудиовизуальной культурной антропологии (как решение народоведческих проблем экранными средствами), воплощенного в цикле музыкально-этнографических кинофильмов, снятых совместно с кинематографической группой студии «Белорусьфильм» ПТВ «Летопись»: «Палескія калядкі» (1972), «Галасы вякоў» (1979), «Памяць стагоддзяў» (1982), «Палескія вяселлі» (1986), «Пранясі, Божа, хмару» (1990), «Крывыя вечары» (1993), «Рух зямлі» (1999).

Исследовательскую работу с практической деятельностью сочетали и этномузыкологи, которые пришли в ИИЭФ позже: И. Д. Назина, Г. В. Тавлай, Т. Б. Варфоломеева. Этноинструментоведческое направление, разработка которого началась в Институте И. П. Благовещенским (прервана его смертью в 1962 г.), была подхвачена и широко развернута в комплексных исследованиях И. Д. Назиной («Белорусские народные музыкальные инструменты: Самозвучащие, ударные, духовые», 1979, «Белорусские народные музыкальные инструменты: Струнные», 1982). Исследовательницей бала собрана коллекция белорусских народных музыкальных инструментов, которые неоднократно экспонировались на специализированных выставках; И. Д. Назина является также автором цикла теле- и видеофильмов о народных музыкантах-исполнителях и мастерах по изготовлению народных инструментов. В 1992 г. эта работа была перенесена в Белорусскую государственную академию музыки, куда И. Д. Назина перешла на преподавательскую работу.

Основная сфера научных интересов Г. В. Тавлай – исследование внеобрядовой лирики в ее генетической связи с обрядовыми песенными циклами, комплексное изучение купальского обряда, мелодики белорусских родинных песен. В области практической фольклористики заметный след оставил ее телецикл «Шануйце песні свае», посвященный народным исполнителям разных регионов Беларуси. С 1996 г. Г. В. Тавлай продолжает работу в Российском институте истории искусств (г. Санкт-Петербург).

Большой вклад в разработку актуальных проблем белорусской музыкальной фольклористики вносит Т. Б. Варфоломеева, деятельность которой, в соответствии с принципами белорусской этномузыкологической школы, направлена на изучение в первую очередь живой народно-песенной традиции. Это формирует такой тип ученого, в деятельности которого органично сочетаются полевая собирательская работа (началась в 1970 г.), основанные на ней фундаментальные научно-теоретические разработки и практическая фольклористика.

Основная проблематика научной деятельности Т. Б. Варфоломеевой – региональное комплексное изучение белорусской свадьбы («Северобелорусска свадьба: Обряд, песенно-мелодические типы», 1988, «Традиционные свадьбы Витебщины», 1988, «Традиционные свадьбы Гроденщины», 1992), музыкальная диалектология, системная типология, ареальные характеристики музыкального фольклора белорусских обрядов жизненного цикла, становление практической фольклористики в Беларуси.

Масштабным проектом последнего десятилетия стало руководимое Т. Б. Варфоломеевой исследование «Традиционная художественная культура белорусов», цель которого – в шеститомной серии научных изданий дать развернутый показ современного состояния аутентичной белорусской культуры в каждом из шести историко-культурных регионов Беларуси : восточном (Поднепровье), северном (Подвинье), западном (Понеманье), южном (Западное и Восточное Полесье), Центральной Беларуси. В настоящее время вышли четыре тома серии, посвященные культуре Могилевского Поднепровья (2001), Витебского Подвинья (2004), Гродненского Понеманья (2006), Брестского Полесья (2008-2009). Два последних тома изданы в двух книгах.

Главное направление в области научно-практической деятельности Т. Б. Варфоломеевой – защита, сохранение и популяризация аутентичных форм традиционной художественной культуры белорусов: организация специализированных этнографических концертов в Минске и Москве, выпуск компакт-дисков аутентичной народной музыки белорусов (в том числе для французского радио), создание радиоклуба «Фольклор» – циклической передачи, которая звучала в эфире более 25 лет, разработка концепций фестивалей аутентичного фольклора и организация показа аутентичного фольклора на Первом международном фестивале фольклора в Беларуси (1994) и Первом региональном фестивале аутентичного фольклора Белорусского Поднепровья (1996), а также разработка государственных программ («Сохранение и поддержка народного искусства, народных промыслов и ремесел», «Народное творчество: Традиции и современность», «Сохранение белорусского аутентичного фольклора» и др.), нормативных документов (проект Закона «О защите и сохранении аутентичного фольклора в Республике Беларусь», «Положение об аутентичном фольклорном коллективе» и др.) в сфере традиционной культуры.

Значительной вехой в работе этномузыкологов ИИЭФ стало издание двух типов сборников народного творчества: 1) многотомного издания антологического характера с исследовательскими статьями и научными комментариями в серии БНТ (гл. ред. А. С. Федосик), в котором этномузыкологи сотрудничают с фольклористами-филологами; 2) авторские исследовательские региональные сборники по современным новым записям этномузыкологов (одного – двух авторов). Все песенные тома БНТ имеют музыкальные разделы (подготовлены В. И. Елатовым, З. Я. Можейко, Т. А. Дубковой, Г. В. Тавлай, Т. Б. Варфоломеевой, Л. Н. Федоровым, И. Д. Назиной). Начиная с тома «Зімовыя песні», материалы в музыкальных разделах систематизированы этномузыкологами по музыкальным показателям, а не как механическая иллюстрация к словесному тексту. Особенно в многотомном издании БНТ нужно отметить два музыкальных тома: «Беларуская народная інструментальная музыка» (И. Д. Назина, 1989),  и «Вяселле: Мелодыі» (З. Я. Можейко, Т. Б. Варфоломеева, 1990). Последний является заключительным в “свадебной серии” многотомника БНТ (соотношение музыкального материала этого тома с поэтическими текстами в шести книгах «Вяселле: Песні» раскрываются в комментариях) не только по времени публикации, но и по существу материала. Именно в напевах в наибольшей степени отражена символическая сторона песенного ритуала, обобщая собой не только поэтические тексты, но в полной мере и обрядовые действия. Типологический принцип систематизации материала сочетается в томе с географическим аспектом его подачи. Установленные типологические группы общераспространенных по всей Беларуси свадебных напевов (восемь основных типов) раскрываются в динамике их мелодических проявлений, обусловленных местными песенными системами шести музыкально-этнографических регионов. Том «Беларуская народная інструментальная музыка» в определенной степени также является итоговым в разносторонней разработке инструментоведческой проблематики Он включает разделы о наигрышах различного роду (сигнальных, звукоизобразительных, песенных, танцевальных) в сольном и ансамблевом исполнении.

Принципиальная значительность авторских исследовательских сборников этномузыкологов заключается в том, что они системно представляют народно-песенную культуру Беларуси на основе целенаправленного, целостного обследования (а не отдельных эмпирических экспедиций) всех этнокультурных регионов: Полесья (брестского и Гомельского), Поозерья, Поднепровья, Понеманья, Центральной Беларуси. Их Значительность и в том, что основываются они целиком на новых современных записях (а не на перепечатанных из известных сборников разных собирателей) и нотировках (расшифровках), сделанных музыковедами-профессионалами в области народной музыки. Семь таких сборников в ИИЭФ подготовлены З. Я. Можейко и Т. Б. Варфоломеевой. Три полесских (Эвальд З. В. Песни Белорусского Полесья / Под ред. Е. В. Гиппиуса; состав. и текстол. подготовка к печати З. Я. Можейко; ред. белор. текстов М. Я. Гринблата; Можейко З. Песни Белорусского Полесья. Вып. 1 (включает календарно-земледельческих и семейно-обрядовый песенные циклы); Вып. 2 (внеобрядовая песенная лирика)) опубликованы в Москве в издательстве «Советский композитор» в 1979, 1983, 1984 гг. Три сборника (Мажэйка З. «Песні Беларускага Паазер'я»; Варфаламеева Т. «Песні Беларускага Панямоння»; Мажэйка З. Я., Варфаламеева Т. Б. «Песні Беларускага Падняпроўя») опубликованы соответственно в 1981, 1998, и 1999 гг. в Минске в издательстве «Наука и техника» (с 1996 г. – «Белорусская наука»).

Каждый из авторских сборников раскрывает песенную систему определенного региона, которая проявляется в совокупности характерных признаков местных музыкальных традиций: соотношение историко-стилевых песенных пластов; преобладание определенных жанров и местное осмысление общераспространенных; соотношение игрового и собственно песенного компонентов в календарном цикле; музыкально-стилевые особенности народно-песенного исполнительства. Материал размещен в сборниках по историко-стилевым пластам, а внутри древнего пласта (календарного и семейно-родового циклов) по типовым напевам с определением их ареалов на мелогеографической карте.

С 1996 г. работу в отделе начала Т. Л. Константинова, деятельность которой разворачивается преимущественно в области теоретической этномузыкологии и имеет очевидную музыкально-этнографическую направленность – изучение традиционной культуры, в том числе ее этноисторического «профиля» через музыкальные проявления.
Проблематика, которую разрабатывает Т. Л. Константинова, представлена двумя основными сферами. Первая – исследование песен с условной приуроченностью по времени и обстоятельствам исполнения в совокупности их системных, функциональных и стилевых характеристик.  Другая сфера ее научной деятельности Т. Л. Константиновой связана с комплексным изучением северобелорусских обходно-обрядовых песенных практик, что обуславливает решение широкого спектра задач, таких как разработка понятийного аппарата и теоретических основ в изучении явления ритуального обхода; систематизация северобелорусских обходных практик и их рассмотрение в контексте других региональных белорусских, а также общеевропейских; изучение музыкальных проявлений северобелорусской обходной традиции в ее региональных, ареальных и этноисторических «координатах». Разработка названной проблематики вызвала необходимость специального определения некоторых методологических позиций, а также обобщения достижений смежных отраслей народоведения в изучении кривичского этнокультурного поля.

С 1993 г. этномузыкологами ИИЭФ выполнены пять проектов в Белорусском республиканском фонде фундаментальных исследований (руководитель проектов – З. Я. Можейко): «Белорусская этномузыкология в контексте европейской этномузыкологической науки» (совместно в этномузыкологами Белорусской государственной академии музыки); «Обрядовая мелодика и вопросы музыкальной диалектологии»; «Е. В. Гиппиус. Избранные труды (к 100-летию со дня рождения)»; «Кривичский ареал в обрядово-песенных традициях: Белорусский феномен»;  «Дреговичский ареал и песенные традиции Белорусского Полесья: К истокам формирования особенностей этномузыкальных регионов». Выполненные проекты – это новые исследовательские направления: белорусская этномузыкология в системе народоведческой славистики, музыкальная диалектология, музыкальный компонент в междисциплинарной ареалогии. Полученные научные результаты свидетельствуют о профилирующем значении этномузыкологии как дисциплины, которая исследует музыкальный язык (прежде всего корневые обрядовые мелодии) – наиболее устойчивый компонент народной духовной культуры, что необходимо учитывать при междисциплинарных разработках глобальной проблематики ареалогии и регионалистики.

Актуальные проблемы теоретической и практической фольклористики постоянно обсуждаются этномузыкологами ИИЭФ на научных и научно-практических конференциях. Только за последние пятнадцать лет они приняли участие в около сорока конференциях различных уровней, в первую очередь международных, среди которых II, III и IV конгрессы белорусистов (Минск, 1995, 2000, 2005); «Славянская этномузыкология: Направления. Методы. Концепции» (Минск, 1996); «Народная культура в условиях современных перемен в разных регионах Европы (Минск, 1997); XII Международный съезд славистов (Краков, 1998); «Е. В. Гиппиус и его рольв становлении этномузыкологии как фундаментальной науки. К 100-летию со дня рождения ученого» (Москва, 2003); Международная школа гуманитарных наук Восточной и Центральной Европы (Варшава, 2004), «Нематериальное культурное наследие славянских народов: Проблемы собирания, сохранения, перспективы комплексного изучения» (Минск, 2005); конференция ЮНЕСКО «Проблемы сохранения материального и духовного культурного наследия (Кишинев, 2005); Первый Всероссийский конгресс фольклористов (Москва, 2006); «Истоки народных музыкальных культур Центральной и Восточной Европы (Варшава, 2006); «Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: Проблемы, методы, перспективы исследования» (Москва, 2008).

Результатом присутствия белорусской этномузыкологической мысли во всемирном научном сообществе стали публикации З. Я. Можейко : Проблемы методов сравнительных славяно-балканских исследований в современной этномузыкологии // Македонски фолклор. Скопjе, 1986, година XIХ, Броj 37; Белорусский песенный фольклор в европейском контексте // Wei?ru?land und der Westen, Dresden, 1998; Belarus. Tradision music // Grove’s Dictionaries of Music, London, 2000; Wei?ru?land Volksmusik // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Die umflassendste Musik – Enzyklopedie der Welt. Barenreiter Kassel, 2000; Belarus. The Rural song tradition // The Garland Encyclopedia of World Music. New York, London, 2000. Vol. 8. Europe.

Основной результат фундаментальных исследований этномузыкологов ИИЭФ НАН Беларуси за последние годы – публикация (совместно с этномузыкологами Белорусской государственной академии музыки) академического тома «Белорусы. Музыка» Ч. 1 Народная музычная творчасць. В 7-ми разделах тома (Календарно-песенные традиции, Семейно-обрядовый цикл, Песни с условной приуроченностью ко времени и обстоятельствам исполнения, Песенная лирика, Песенно-эпические традиции, Песня борьбы, Инструментальная музыка) раскрываются особенности традиционного народного музыкального творчества белорусов в полном объеме его жанрово-видового состава, историко-стилевых пластов и структурно-типологических систем.

В настоящее время группой этномузыкологов отдела (Т. Б. Варфоломеева, Т. Л. Константинова) ведется концептуальная разработка проблематики межэтнических музыкальных отношений и связей на территории белорусско-русского (Витебско-Смоленского, Витебско-Псковского, Могилевско-Брянского) и белорусско-балтского (северо-западная Беларусь, Дзукия, Латгалия) пограничья.

 

 
взлом почты icq